Большие смыслы

Рубрики

Об Экснере, Василии Михайловиче (1921 –1998),

                                                           художнике, школьном учителе, нашем наследии

     

Уникальность личности и творчества В.М. Экснера восходит к природным началам. Благодарный, всю жизнь он воспевал красоту природы в почтительном общении с ней. Он не постигал секреты мастерства в художественных школах. Художником он был рожден. Не случайно сама природа определила ему единый путь художника, театрала, литератора и школьного учителя. Объектом внимания каждого из этих сложных и бесконечных направлений познания, является непосредственно человек, в силу природы своей нуждающийся в образовании, просвещении, культурном, нравственном ориентире, государственно организованном качестве. Василий Михайлович словно был рожден такими качествами. Он их не приобретал, не носил как чуждый покров, он состоял из них. Большие смыслы состоят в единстве частей. Лишь в том случае, когда человек полон добродетелей, когда авторитет личности безупречен, оставил добрую память у поколений, жизнь и деятельность его известны обществу непосредственно, он почитаем обществом, мы можем сказать, что он служит подлинным нравственным ориентиром. Последний же придает творчеству и личности художника общественную значимость. Сознанием многих, непосредственно знавших его взрослых и малых сограждан, Василий Михайлович воспринимался критерием, нравственной величиной. Творчество В.М. Экснера «не комнатное и не из пустого колодца» (оценка, введенная в оборот художником, оборот речи самого художника). Тысяча художественных картин, созданных им на природе, это тысяча благодарностей обществу Каменск-Уральского от человека, пережившего не одну трагедию, не по воле своей с юности оказавшегося вдали от родного дома и семьи; благодарность за то, что не сломали его под тяжестью стереотипов, не закрыли перед ним путь художника и учителя - души и судьбы его искренний путь, доверили ему воспитание своих детей. И он не только достойно прослужил школьным учителем, но и художественным даром воспел красоту природы и общества уральского Каменска, навсегда оставив на его суд искренний труд.

Не имея профессионального художественного образования, он создал множество художественных картин на лоне природы провинциального города. Кистью художника словно управляла охотно позирующая ему природа. «Красоту природы я чувствовал», - говорил он.

Увлечение его с самого детства поддерживал школьный учитель, формирующий фундамент общественной культуры, основу нравственного выбора личности, героев становления начало. Учитель школьный несет обществу свет знаний, в нем поколений единый родник. Красота творчества В.М. Экснера заключается в скрытой, учительской силе. И потому она обладает «вторым дыханием», «резервной жизнью», особым воздействием на сознание. В нем русского учителя нравственная красота. Она наполняет творчество художника силой источника. Она не заметна тем, чей красоты постижения предел в остроте лишь телесных глаз. Творчество его следует созерцать оком разума - фундаментальным свойством человека, в единстве галереи его картин, личной судьбы и жизни мобилизованной страны…ценой великих жертв отстоявшей свою независимость и свободу перед невероятной силой ненависти к человечеству. Его творчество – показатель миролюбивой культуры нашего народа, победившего всемирное зло, полчище захватчиков ответившего священной войной. Написанные  в  тяжелые годы жизни страны и послевоенный период его этюды, пейзажи, композиции и портреты есть культурное, нравственное опровержение ложно понятого творческого и культурного превосходства объединившихся во вражескую силу надменных цивилизаций, искусством по-прежнему признающие лишь собственной кисти творения. Творчество Василия Михайловича - неотъемлемая культурная часть нашей истории великих испытаний, непревзойденного героизма и великой Победы.

В.М.Экснер, как настоящий художник, несмотря на настигшую его семью несправедливость, в самые тяжелые годы жизни страны отношение к ней, государству, обществу, не ставил в зависимость от личной или семейной трагедии. Не в этом ли художник, учитель, личность и патриот? Он был и остался частью высокой культуры жертвенного народа. Творчество солдата трудового фронта, всю жизнь воспевавшего красоту природу и людей, посвятившего себя служению обществу, не рассматривают в штрихах и красках. Перед ней задумываются, соотнося становление человека, настигшую его трагическую несправедливость и его нравственный выбор, состояние войны, мира и мотивы его картин, вырастающую из того же периода возвеличиваемую культуру нацистов и одухотворенную культуру победителей. «Не из пустого колодца» наше творческое наследие, жить оно обязано как твердая культурологическая опора поколений будущих. Отношение к нему по обе стороны истории не может быть даже равным.

Многолетняя живопись на природе в уральскую погоду, личностные качества художника, скромный образ жизни, принадлежность его к высокой учительской службе, которую он достойно нес многие десятилетия, благодарная память поколений учеников и коллег придают его творчеству особый смысл, оживляющий дорогие далекие у многих воспоминания, теплые чувства и грусть о невозвратном. Родное основано на чувстве.

С детства в память Василия Михайловича врезалась фотография его отца:  «…бравого солдата на фоне товарного вагона. Это мой отец, солдат. Я горжусь им!» - вспоминал В.М. Экснер.

Мы помним его. Он наш, Василий Михайлович…школьный Учитель. Художник. Бравый солдат…

1999 год, Каменск-Уральская 36-ая художественная городская выставка, 2000-ые годы, 2010-ые годы Город культуры продолжает экспонировать картины В.М. Экснера; 2021 год, Город чествует 100-летие Василия Михайловича.

Имя его стало дорогим как память, частью полувекового семейного альбома, как юности многих становления, общества славного культура.                                                                         

                                                                                        

Июль, 2022 г. Каменск-Уральский

П.с.Учреждение федерального и региональных реестров предметов изобразительного искусства, созданных в 1941-1945 годах, реестра достижений культурного фронта, стало бы объективным художественным наполнением Парада Победы как парад культуры. Экспонирование предметов изобразительного искусства указанного периода в учреждениях культуры муниципальных образований представляется не чуждой идее Парада.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*