Источники
Источники
Обретение душой новой плоти может свершиться через тысячелетия, может более или менее того. Возможно, путь ее вновь к воплощению обусловлен воздействием более высокой материи, нежели естественные в условиях Земли законы и медленно постигающий их разум человека. Сила тайного тяготения души к новоявлению восходит к Высокому разуму. Ядром притяжения ее служит восходящая к естественным истокам сила Правды и Справедливости. Почитаемая народом, она способна вызвать покровительство Всевышнего. Весть об иске такого народа доносится до небес заблаговременно. Если же душа обладает собственным разумом или согласна с иной таинственной силой тяготения, то воплощение ее подчиняется, возможно, тем же единообразным условиям.
Перед лицом наступающих вселенских угроз именно Правда и Справедливость являются великой силой тяготения, обуславливающей явление целой плеяды одухотворенных, возвышенных душ, каждая из которых вносит свой искренний труд в дело возвращения божественного равновесия, укрепление мира, защиту их почитающих, сохранение истинных спасительных ценностей. Подобная сила родна глубинным интересам природы, идее сотворения мира. Вселенская устойчивость наша, а также происхождение и особый характер массового трудового и воинского героизма тесно связаны с уникальным чувством Правды и Справедливости. Они же должны быть в основе общей культуры. (Они же есть единства будущего основа). Неискреннее почитание их, попирание, искажение, или отсутствие всеобщего чувства существования их, приводит нас к ослаблению и саморазрушению.
Рождение уникальных лиц, возвышающихся нравственным качеством, подчиняется спасительной божественной логике, не является называемой человеком случайностью. Их следует воспринимать как поощрение определенной общности людей, или знамение о надвигающейся опасности.
Художника рождает не всякая среда. Он носитель таинственного языка общения с природой. Одухотворенная душа нашего художника, В.М. Экснера, известна нам во всех ее ипостасях, в которых она по воле Всевышнего проявит себя вновь, а может быть воплощалась уже не раз со времен сотворения. Явление ее в будущем, как знамение нового времени, зависит, вероятно, от тех же (аналогичных) известных условий. Однако не следует исключать и волю божественного поощрения ее за былые благие деяния на Земле. Но невозможно предугадать, в какой языковой или культурной среде обретет она новую плоть, станет источником новой добродетели во славу и благо какого народа и в какой части Земли. Интуитивное понимание божественного мира позволяет допустить зависимость такого возрождения от заслуженного, справедливого ожидания.
В.М.Экснер и его творчество есть знамение сложного: воплощение добродетельной души его и становление его в русской культурной среде восходит к Правде и Справедливости. Он был воплощен в исторический период; становление его происходило как русского немца, причем русского - учителя, немца - художника. В русской культурной среде он являл собой одухотворенного солдата фронта труда и культуры, внес в него свой искренний и заметный вклад. Искусство его - олицетворение того, о чем мечтал каждый наш солдат. Одухотворенные образы детей и взрослых, эпизоды всепогодной счастливой провинциальной жизни кажутся теперь навсегда утраченной ценностью. Многолетнее творчество В.М.Экснера позволяет нам сравнить одну нашу реальность с другой на той же земле, на том же месте, и понять, в чем заключается наша культура, ведомые мы или ведущие. Достойное отношение к его творчеству есть благожелательное общение с его душой. Однако дальнейшая жизнь его творчества зависит теперь, Бог знает от кого.
Творчество В.М. Экснера есть свидетельство культурной жизни страны в тяжелейшие военные годы. Творчество его тесно связано с историей и культурой Победы. В нем заключается дух героического периода, по-разному пережитого разными народами. В нем и тайный язык природы о сочетаемости истинных добродетелей, очищенных от стереотипов. Вероятно, культура Правды и Справедливости – залог единства и Победы.
Уникальность Василия Михайловича Экснера как художника проявляется в том, что, не имея специального образования, он изначально обладал естественным художественным восприятием мира, заложенным в него самой природой с нравственным началом. Художник и детский учитель литературы со сложной судьбой, он был рожден для чистого искусства, формирующего нравственные ориентиры. Экснер-художник является важной частью детского мира. Его этюды, пейзажи, натюрморты и композиции, не придуманные образы учеников, людей труда, достойны чистой детской литературы. Содержание его картин наполнено нравственной силой детского учителя, имеющего высокую социальную значимость, являющего собой духовную ценность. По настоящему одухотворяющей общество атмосферой является именно школьная учительская, сочетающая нормы общественной морали, нравственности, основы научных знаний, образование, просвещение, культуру. Состоятельность учительского сообщества в формировании общества и его будущего находит подтверждение в самом существовании суверенного государства просвещенных и верных граждан. Школьный учитель - единственная сила сопротивления незаметному процессу превращения нации в популяцию. Принадлежность художника Экснера В.М. к высокой учительской службе наполняет его творчество критерием нравственности. Почитание созидающего труда, достойных имен, образов, символов, во многом зависящих от школьного учителя, пробуждает в обществе духовные силы и бесценную мотивацию, не поддающиеся психологии износа и усталости. Творчество В.М.Экснера состоит в тесной взаимосвязи с учительским мировоззрением и потому обладает «вторым дыханием», силой притяжения. Общественное восприятие его творчества предрасположено к росту и благодаря его природной и исторической достоверности, рождению в истинной патриотической атмосфере СССР, принадлежности к периоду жизни и деятельности героического поколения войны и мира. Значимость его творчества объективно предрасположено к росту, ибо он известен в двух подлинных ипостасях: вряд ли возможно воспринимать его только как художника, или только как школьного учителя. В нем родные встретились искусство и литература. Сочетание их в одном лице – пример не распространенный. Важно не растерять, как это бывает в силу нравственных пороков одних, умозаключения узкого круга современников или равнодушия иных. Каждое следующее поколение должно питаться от состоятельных корней и потому нуждается в питающей его связи, оберегающей его полноценное существование – жизнь и деятельность в развитии.
Современникам художник обычно не приметен. Общество всегда воспринимает художника глазами обернувшегося (следующего поколения). Даже в культурно родном обществе художник чаще остается невидимым в силу того, что общество достигает внутренней зрелости к моменту завершения художником своего пребывания в нем. Вероятно, не просто осознать безмолвное общение художника, участие которого в общественной жизни не признано необходимостью. В этой связи справедливо заметить, что в современном обществе вовсе не наблюдается роль художника-мыслителя, мировоззренческий голос которого должен быть именно услышан.- Искусство не блеск творческий, а свет духовный. Отношение к искусству необходимо воспитывать. Творчество В.М.Экснера – чистый неиссякаемый источник воспитания, эстетического наслаждения, духовного оздоровления. Молодость и вся дальнейшая жизнь его, многолетний труд добросовестного учителя, художника, его доброе имя неразрывно связаны с жизнью и деятельностью возвышенного, справедливого и самоотверженного поколения, стремившегося к высоким идеалам. Возможно, не далек тот день, когда картины художника все-таки найдут свой надежный дом, заботу и охрану со стороны государства нового времени. (Прежнее государство было воссоздано ценой великих жертв и невероятно легко потеряно вследствие отчуждения Правды и Справедливости).
Содержание, заключенное в форму, следует за ней, сокращает или продлевает его существование, отличает даже единое. Мировоззрение творца искусства, смысл и содержание его искусства должны быть доступны не только художнику. Качество потребностей общества в культуре равно действительной роли в нем художника-мыслителя. Он же общественный педагог и просветитель, благодаря которому общество способно приобрести недостающее ему качество зрения. Разобщенному сообществу художников следует, возможно, выработать наступательный мировоззренческий подход: переключить свое внимание на образование, просвещение, изучение свойств современных интеллектуалов, субъектов влияния и прочих лиц, функционально пригодных в качестве незаметного интеллектуального моста от общества к искусству. Наблюдаемая разобщенность современных творческих лиц объясняется не естественным интеллектуальным одиночеством каждого, а скорее, отсутствием доступной общественной цели. Последнюю ошибочно ожидать из недр общества или аппаратов управления его интересами, ведь мировоззрение художника-мыслителя нетипичное, красотой и содержанием возвышенное, формирующее иные. Художник не объект, ожидающий восхищения, а субъект, обладающий искусством озарения, пробуждения сил духовных. С точки зрения общественного восприятия состоятельность его во многом должна определяться критерием нравственности, в том числе воспитание бережного отношения к наследию, способность его к единению с институтами общества. Основополагающие мировоззренческие принципы деятельности творческого сообщества должны быть сформулированы в системе общего образования в целях эффективной реализации целенаправленной государственной функции в сфере всеобъемлющей культуры.
Культура нации формируется и меняется веками под влиянием испытываемой окружающей действительности. Последняя изначально предопределяет ее культуру, а также материальные предпочтения и темпы развития. Исходя из этого, особенность мировосприятия способна усыпить или, напротив, возбудить интерес к предметам материального мира, придать им специфические черты, новое или иное функциональное назначение, наполнить их притягивающим или отталкивающим элементом, создать иные. Искусство как часть культуры и культура нации живут в материальном мире. Благодаря возмездной связи с предметами материального мира эстетические потребности общества находят удовлетворение чаще в искусстве дизайна, которое, в свою очередь, свидетельствует о векторе эстетических предпочтений общества. Обнятое материальным миром дизайнерское искусство высокому развитию своему, влиянию на эстетические потребности и предпочтения, обязано предметам материального мира. Отсюда прослеживается возможный путь массового интереса к иным видам искусства во взаимосвязи их с предметами материального мира или искусством дизайна. Материальное не может быть оторвано от духовного или противопоставлено ему в силу единства их в природе человека. (Земля не может быть оторвана от неба или противопоставлена ему в силу природного единства планеты). Культура нации, не проникающая в современный материальный мир, неминуемо погибнет под тяжестью другой.
В многогранной стране, построенной из многих мировоззрений, по замыслу Всевышнего имеющих собственную уникальную вселенскую связь, долгом каждого из них является обогащение материального мира красотой собственной самобытной культуры – универсальной движущей силой. Дарованный каждой нации уникальный канал связи в бескрайней вселенной открывает ей собственный уникальный путь к творчеству и развитию, изначально предназначенный только ей, иной же путь есть следование по восприятию близкому или чуждому – отставание, пребывание в заблуждении, искажение изначального природного замысла.
Уважительное и бережное отношение к творческому наследию составляет непрерывную заботу развивающейся в собственной культуре нации. Непрерывная духовная связь поколений указывает на состояние здоровья культуры и ее носителей. Отсутствие таковой связи указывает на культуру поколения. В последнем случае осознание культурной ценности, и ценности культуры, наступает по мере взросления в благоприятных условиях. Ценность приобретает культурную значимость во времени. Обществу текущего времени важно не растерять, не допустить умственной близорукости, не руководствоваться то вогнутым, то выпуклым комиссионным моноклем узкого круга сограждан. Ошибочно было бы воспринимать такую оценку как навеки определяющую достоинство конкретного предмета искусства или вовсе отсутствие в нем признаков искусства. Подобная оценка может быть производна от стандартов, критерий, эталона другой культуры (близкой или чуждой), основана на базе воззрений, накопленных в иной культурной среде, систематизированных теоретических материалов удивительно гибкой, непостоянной, конфликтующей гуманитарной среды. В таком случае суждение об эстетических, художественных качествах, достоинствах художника или предмета искусства носит в себе недостаток приговора, либо недостаток чуждого мировоззрения, ибо требует соответствия их мировосприятию, накопленному другой культурой, в ее иных условиях взросления, в условиях веками испытываемой иной среде. Предел гуманитарной погрешности такой оценки может быть выявлен иным поколением, иными судьями. Недостойная оценка может быть обусловлена также предпочтениями, «вкусами» общества, занимающего статус «законодателя», и потому не может указывать на художественное достоинство в силу различий в идейно-ценностном восприятии мира, духовной разности данного общества и творческой личности, жизнь и деятельность которого может иметь неразрывные духовные связи с иным полноценным обществом, его самобытной культурой. Оценщик, одухотворённый идеалами иной среды искусства, обязан иметь заявленный предел допустимой погрешности. Объект оценки может быть по-разному дорог. (Светило едино, да светит и греет по-разному. Не может быть замыслом природным жизнь в тени или по постулатам другой культуры).
В мире одухотворяющего искусства ценообразующий фактор должен быть исключен как критерий чуждый и примитивный. Художника вклад в сознание общества отличает воззрение (человековедение). Его внутренний мир состоит из собственных картин, общественное восприятие которых характеризует обе стороны. Ожидание же художником материальной оценки предопределяет его достоинства и его искусство как объекты оценки, тогда как художник есть субъект, обладающий уникальным восприятием, познающий человека и его изменчивый мир. В этой связи национальная школа изобразительного искусства благодаря собственному уникальному общению с естественным миром вправе отличаться богатством не только красок, символов, образов, но и собственной уникальной системой познания человека и мира посредством мыслимого искусства, системой формирования и развития творческой личности, самобытного художественного образа мышления. Развитие искусства, культуры нации, мыслится на мировоззрении ее лучших представителей, которым свыше даровано единое самобытное природное чувство духовного и материального. Взаимосвязь последних с устойчивостью нашего дома должна быть явной раннему уровню сознания. При этом, важно осознать количество и качество социальных норм, указывающих на реальное состояние общества, соответствие общества достигнутому веку взаимодействия с материальным миром и накопленному впрок опыту общения с Богом.
В зависимости от качества организации жизни и деятельности общества осмысление им художественной мысли происходит посредством разных органов восприятия, по-разному влияющих на сознание воспринимающей стороны и, как следствие, - место искусства и культуры в жизни общества. Образовательная нагрузка общества не может характеризоваться символичностью, либо достаточностью, ибо нет преодолевающей культуры вне естественного непрерывного обогащения как образа жизни. (Еще меньше тех, кто способны обеспечить бесценную систему нравственной безопасности общества, оценка состояния которой должна быть неразрывно связана с предпочтениями общества, его аппарата управления, стремлением общества к фундаментальным наукам, отношением его к наследию, а также обязательности труда вообще).
Дороже искусства быть может отношение к нему. Отношение к нему есть культура. Отношением к культуре как сопутствующему виду деятельности всякое общество опасно обнажает себя в качестве «мишени», лишает собственную плоть костной структуры, чем возбуждает серьезные силы, укрепляет разрушительную решимость их на господство, и, как следствие, несет риск неблагоприятных исторических последствий. Собственная культура есть фактическая доктрина, тесно связанная с функцией обеспечения безопасности. Она воспринимается защитным одеянием издалека, пренебрежение внешним видом и качеством (формой и содержанием) которого представляет реальную угрозу общей безопасности свойством, возбуждающим неприязнь, притягивающим агрессию. В культуре заключается ранняя предупреждающая сила, либо же - свойство, питающее чужую разрушительную энергию, чужие потребности и надежды, свойство, склонное к росту в виктимное поведение. Безопасность и развитие не могут быть обеспечены слабым светом культуры в собственном и мировом культурном пространстве.
От кого же искусство? От кого культура?
февраль, 2023
публикуется на сайте, посвященном художнику
В.М.Экснеру